Главная » Новости »Магомед Эльжуркаев
Магомед Эльжуркаев
20 ноября 2012
Дело
Магомед Хамадович Эльжуркаев – хозяин и бессменный директор ООО «ЭМПИКС», предприятия, специализирующегося на изготовлении, ремонте, сервисе, поставке теплообменного оборудования для предприятий нефтеперерабатывающей, газовой, химической промышленности, энергетики. В этом году ЭМПИКС отмечает свое двадцатилетие.
Предприятие твердо стоит на ногах, являясь основным поставщиком теплообменных аппаратов для НПЗ в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, основным исполнителем услуг по ремонту и сервису теплообменного оборудования Волгоградского НПЗ. Среди заказчиков оборудования – Новошахтинский завод нефтепродуктов, Астраханский газоперерабытывающий, волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» и другие предприятия. ЭМПИКС — это 24 тысячи квадратных метров производственных площадей в Волгограде и Грозном (включая в этом году введенный в эксплуатацию «Грознефтемаш» в Чеченской республике и совсем недавно приобретенный бывший лесоперерабатывающий завод в Красноармейском районе), это более 200 единиц станочного парка, строительно-монтажный участок с парком спецтехники, собственная проектно-конструкторская служба, около трехсот человек персонала… Это полный цикл изготовления теплообменного оборудования.
- Сегодня ЭМПИКС производит теплообменники по 13 нормалям (более 100 наименований), – рассказывает М. Эльжуркаев.- В плане комплектации теплообменных аппаратов мы зависимы от внешнего поставщика только двумя деталями – днищем теплообменника и компенсатором. В остальном весь цикл производства обеспечиваем самостоятельно. В год производим более 250 единиц теплообменного оборудования диаметром до 1800 мм, осуществляем комплексный ремонт теплообменных аппаратов различного типа и исполнения, аппаратов воздушного охлаждения и секций к ним, аппаратов погружного типа. Сегодня ЭМПИКС располагает рядом новейших станков производства Японии, Германии, Болгарии, Тайваня, России.
По ряду позиций ЭМПИКС конкурирует с такими крупными производителями теплообменного оборудования как Волгограднефтемаш, Дзержинскхиммаш, Курганхиммаш, Пензахиммаш и другими машиностроительными заводами. Среди постоянных потребителей продукции и услуг молодого машиностроительного предприятия — 14 предприятий нефте-, газопереработки, химии и энергетики ЛУКОЙЛа, Роснефти, Газпрома. В активе — сотрудничество с ведущими российскими проектными институтами, 11 собственных технологических разработок…
Истоки
Родным для себя руководитель ЭМПИКСа М.Х.Эльжуркаев по-прежнему считает волгоградский НПЗ (сегодня это ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»), на котором два десятилетия назад выпускник Грозненского нефтяного института начинал свою трудовую биографию.
Приняли двадцать лет назад в отделе кадров ВНПЗ молодого специалиста по направлению из Грозного что называется с распростертыми объятиями. И с ходу предложили начинающему технологу стать начальником установки. Отказ озадачил:
- Поставьте меня рабочим! Все сам узнаю, покручу задвижки и вентили. Неправильно это, мне мои подчиненные, которыми я руководить должен, нос утирать будут…
И пошел оператором установки на маслоблок. Поработал, осмотрелся. И понял, что должность механика установки, отвечающего за работу оборудования, ему больше душу греет. Ответственности, впрочем, не меньше, чем у начальника установки, но с оборудованием ему было интереснее.
В 1991 году новая российская экономика только рождалась, становилась на рыночный путь развития. Бурное было время: советский строй рушился, и в царившем хаосе света в конце тоннеля не видно было. Появились первые государственные постановления, разрешающие организацию малых предприятий. Комсомол активно включился в эту работу. На одном только нефтеперерабатывающем заводе было создано около десяти малых предприятий. Одно из них – ИРС (расшифровывалось как «инженер, рабочий, служащий», а по-чеченски «счастье») организовал Магомед Эльжуркаев, механик установки 21, зам.секретаря заводского комитета комсомола.
Созданное М. Эльжуркаевым малое предприятие было единственным направленным на производство, на принесение пользы именно нефтеперерабатывающему заводу: теплообменное оборудование было слабым звеном.
Небольшой уставной фонд выделил им завод (30 тысяч рублей и по тем временам суммой были небольшой), но деньги зарабатывали сами. Брались за любую работу: строительство сборных домиков на заводской турбазе, ремонт помещений в заводских общежитиях, возведение ограждения в пионерском лагере, уборка установок после ремонтов, посреднические услуги в поставке оборудования после капремонта, – деловой хватки директору малого предприятия было не занимать. Все заработанное вкладывалось в дело. Сначала были ножовка, топор, молоток, потом ручные инструменты для чистки трубного и межтрубного пространства теплообменников — начинали именно с этой грязной и трудной работы. Инструменты, изготовленные в том числе и по собственным разработкам, были гордостью первого этапа развития малого предприятия.
Потом был этап приобретения оборудования. Как радовались первым двум станкам – сверлильному и токарному, директор ЭМПИКСа и сегодня помнит, а уж когда появился первый грузовик, это был КамАЗ, казалось, счастью просто не было предела.
Шагами небольшими,но твердыми и уверенными
Уже в первые годы становления своего бизнеса М. Эльжуркаев был уверен: предприятие будет жить и развиваться. Потому что никогда не ставил задач лишь на малый отрезок времени. И к делу относился как к ребенку, за которого в ответе.
– Я всегда знал, что, если попытаюсь польститься на соблазны, всё рухнет,-говорит М.Эльжуркаев о том времени, когда многие работали «на хапок». — И всегда видел себя только в реальном производстве: в него вкладывал и душу, и средства. Шел небольшими шагами. Но твердыми и уверенными…
Больше двадцати лет зная М. Эльжуркаева и наблюдая его становление, могу сказать: знает, чего хочет, и знает, как это сделать. Порой не имея понимания даже близких ему людей.
Ну зачем ему, неглупому благополучному чеченскому юноше из уважаемой в Урус-Мартане семьи, младшему из пяти братьев, ехать куда-то в Волгоград по распределению? Отец этого не понимал. Хорошая работа, хорошая по советским меркам машина – «Жигули» шестой модели, ему были гарантированы на малой родине. И частично «зеленый свет» по жизни, как выразился Магомед.
- У меня был мудрый и строгий отец, – вспоминает М. Эльжуркаев, – он не позволил себе вмешаться в выбор жизненного пути…
А сын хотел доказать свою состоятельность. Хотел добиться всего сам: выбросить себя в море жизни, так он назвал свое решение позже.
- Выплыву, значит, выплыву, а не смогу – утону. Или приеду, – добавил тогда, подумав, не желая обижать отца.
Наказал ему отец, словно чувствуя, что напутствует на всю жизнь (так вышло, что меньше чем через два года его не стало): помнить, что каждый чеченец представляет лицо нации; наказал с позором домой не возвращаться. А еще велел уважать себя и людей, быть справедливым…
Сын помнит этот наказ. Двадцать лет реализуя себя, он стремится быть достойным своего отца и своего народа.
Страшные события, развернувшиеся позже в Чечне, были тяжелым испытанием и для чеченцев, и для русских, и для всех нормальных людей. Как непросто тогда работалось чеченцам в России, и как удалось удержать предприятие, наверное, один Эльжуркаев и знает. Но факт: он выстоял. И помогал чем мог родственникам, друзьям, знакомым. Вывозил из полыхающей республики, давал кров, работу, поддержку…
Предприятие становилось на ноги, постепенно переходя на более высокий уровень, за два десятилетия пройдя путь от ручного труда до машиностроительного комплекса. Второе образование, экономическое, не было данью моде: росло предприятие, рос и руководитель.
- Я должен все время двигаться вперед, – говорил тогда Магомед, – стоять на месте гораздо сложнее: можешь не удержаться и скатиться вниз. А когда идешь вверх – да, трудно. Но это – вверх!…
Хозяйство расширялось. В 2006 году ЭМПИКС с небольшой территории ремонтного участка внутри завода переехал на собственную базу. В составе предприятия: участок по изготовлению комплектующих, механообрабатывающий, сборочный, нестандартного оборудования, автотранспортный и не совсем профильный, по изготовлению профилированного настила из рулонной жести. Да еще участок по изготовлению электротехнического кабеля и полиэтиленовых труб. Это, наверное, с молодости осталось: делать те товары, которые востребованы, и вкладывать, вкладывать в основное производство.
Грознефтемаш
Уже приблизившись вплотную к осуществлению своей мечты— вывести ЭМПИКС на уровень машиностроительного завода – М. Эльжуркаев еще долго не применял это словосочетание к своему детищу. Рубеж был перейден с открытием машиностроительного предприятия «Грознефтемаш» в апреле 2011 года в Чеченской Республике.
На четырех тысячах квадратных метрах площади построены четыре цеха. Современная внутренняя отделка, новое оборудование. Три цеха действующие. Есть учебная база для подготовки рабочих кадров, конструкторское бюро. По набору оборудования завод в Грозном схож с волгоградским предприятием ЭМПИКСа, может, станочный парк поновее. Этот небольшой завод – ремонтная база под строительство будущего нефтеперерабатывающего завода компании «Роснефть». Чеченская Республика восстанавливает промышленность, в том числе машиностроительную отрасль, которая полностью разрушена. Эльжуркаев планирует открыть филиалы Грознефтемаша в каждом из районов Чечни. Первый – в родном Урус-Мартане в декабре 2012 года.
М. Эльжуркаев – один из разработчиков проекта перспективного развития машиностроительной отрасли Чеченской Республики до 2020 года. Открывая Грознефтемаш, директор завода М. Эльжуркаев не скрывал своей гордости:
- Я счастлив, что имею возможность построить на малой родине предприятие для возрождения нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности… Я делаю это как гражданин России и как чеченец, родившийся и выросший в Чеченской Республике…
Больше двадцати лет, как покинул Магомед Эльжуркаев Чечню. Но Чечня не покидала его никогда. Помощь медицинским учреждениям, детским и юношеским организациям, общественным фондам, школе Урус-Мартана, поддержка спорта (сам он в молодости занимался вольной борьбой), коллективов народного творчества. Дети Эльжуркаева занимаются в детском семейном ансамбле национального танца «Даймохк». И довольно успешно: ансамбль – лауреат областных конкурсов и победитель международного детского творческого конкурса в Астрахани в 2010 году.
И еще одно важное дело успел сделать Магомед к своему 50-летию.
«Къонахалла»
Это не просто книга. Это чеченский этический кодекс. Он корнями уходит в глубокую древность, к истокам нации, и существовал еще до принятия ислама. Къонах в переводе означает «достойный человек». В небольшой по объему книге — квинтэссенция народной мудрости, в ней кратко и понятно изложены правила-заповеди, которые помогут стать уважаемым в народе человеком. Книга эта, собиравшаяся Лечей Ильясовым и Русланом Дошаевым на протяжении многих тяжелых для нации лет, при поддержке М. Эльжуркаева вышла в свет на трех языках: русском, английском, чеченском. Эльжуркаев позаботился и о том, чтобы дошла она до тех, кому в первую очередь предназначалась – послевоенному поколению, нынешним школьникам Чечни. Совсем недавно из Министерства образования и науки Чеченской Республики пришло вот такое письмо: «Уважаемый Магомед Хамадович! Министерство образования и науки Чеченской Республики выражает Вам и авторам книги искреннюю благодарность, лично Вам – за благотворительную деятельность в издании этой уникальной книги, содержание которой будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения глубокого уважения к духовно-нравственным ценностям, зародившимся у чеченского народа еще в глубокой древности. С уважением, министр А. Музаев».
Любой прочитавший книгу, невольно поразится простоте и мудрости заповедей, их всеобъемлющей, всечеловеческой актуальности. Проще говоря, они — для всех.
Вот что удивительно: главную книгу своего народа он с товарищами издал сегодня. А жил по ней всегда.